Литература «Готовимся к олимпиаде»
Онлайн-сборник Литература «Готовимся к олимпиаде» подходит для самостоятельного изучения, репетиторам для групповых занятий, а также педагогам для работы с классом в школе или дистанционно.
Сборник содержит:
- 100 заданий разного уровня сложности;
- задания муниципального, регионального и заключительного этапов.
Форматы олимпиад по предмету «Литература» разнообразны и требуют знаний и компетенций разного типа, что понятно, поскольку факты истории русской литературы, сами тексты, их жанровое многообразие, обилие художественных открытий и находок дают возможность предложить литературный материал для рассмотрения под разными углами зрения.
Настоящий сборник позволяет учащемуся познакомиться с расширенным кругом поэтических и прозаических текстов, освоить дополнительные, ещё не ставшие школьной программой, способы работы с текстами, развить навык «говорения» о прочитанном, подразумевающий знакомство с традицией литературной критики и эссеистики, а также выработку собственного стиля.
Настоящий сборник позволяет улучшить качество знаний учащихся по литературе, выявить проблемные места в усвоении учебного материала, повысить мотивацию, а также предоставляет возможность подготовиться к участию в олимпиадах как регионального, так и федерального уровней (Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде «Покори Воробьёвы горы», олимпиаде «Ломоносов» и др.).
Цель данного курса: помочь в подготовке к олимпиадам по литературе.
Задачи курса Литература. «Готовимся к олимпиаде»:
- Предъявить шедевры русской классики по ряду затрагиваемых тем.
- Способствовать запоминанию важных моментов конкретных произведений (среди них, например, строки стихотворений, имена и характеры персонажей, сюжетные повороты, художественные особенности, интертекстуальные переклички, ритмические структуры и пр.).
- Обратить внимание на разные составляющие художественного текста, их сущность (героев, композицию, сюжет, авторский замысел, идеи, мотивы, детали и пр.).
- Способствовать освоению навыков работы с текстами разных типов и жанров и приобретению компетенции грамотного читателя, стоящего на позициях герменевтического и эстетического подхода к художественному тексту.
- Показать взаимосвязь элементов и аспектов, составляющих художественное своеобразие текста.
- Показать способы поиска интертекста при помощи Национального корпуса русского языка и развить навыки восприятия текста, подтекста и интертекста.
- Показать основания для сравнения и пути сравнения различных текстов.
- Познакомить со способами презентации своих наблюдений в олимпиадной работе.
- Продемонстрировать ответы с целью фиксации возможного образца.
Содержание курса сгруппировано по тематическим блокам:
- Поэты о поэзии в трёх временных периодах (XIX в., начало XX в., послевоенная и современная поэзия).
- Сон в русской поэзии по периодам (аналогично).
- Акмеизм.
- О. Мандельштам.
- Аллея в поэзии.
- Работа с Национальным корпусом русского языка.
- Свет и покой.
- Юмор и ирония в рассказах XX в.
- Искусство рассказа А. П. Чехова.
- Малая проза Ивана Бунина.
- Малая проза Фазиля Искандера.
Тематические блоки:
- ориентируют в литературных направлениях, течениях, группах;
- представляют персоналии;
- знакомят с какой-либо составляющей(-ими) художественного текста.
Отметим, что блоку заданий в каждом случае сопутствует хрестоматия, знакомство с которой обязательно.
Курс включает следующие группы заданий:
- Тренинги запоминания;
- Анализ лингвистических, композиционных, жанровых аспектов произведений;
- Комплексный содержательный анализ, создание интерпретации, творческую работу.
Тренинги запоминания призваны обратить внимание на важные стихотворные и прозаические строки, требующие запоминания (цитаты), или касаются фактологии (имена, даты, детали, характеристики и пр.).
Анализ формальной стороны тестов (лингвистический, композиционный, жанровый) предполагает широкий спектр типов заданий:
- анализ языковых и речевых форм (лингвистический);
- анализ отдельных аспектов (образной системы, жанра, композиции, мотивов, пейзажа и пр.);
- анализ интертекстуальных связей (поиск интертекста);
- анализ с помощью Национального корпуса русского языка;
- анализ ключевых слов;
- задания на систематизацию с предварительным анализом по какому-либо основанию;
- литературные загадки;
- работу с литературоведческими источниками.
Данный курс позволяет проводить разноуровневые занятия с учениками, создавать условия для развития их самостоятельности, стимулирования их познавательной активности, индивидуализировать процесс обучения. Это обеспечивается особой структурой организации материала курса: в заданиях заложена система разноуровневой поддержки обучающихся:
- приведен ответ,
- даются вспомогательные теоретические сведения и объяснение,
- дается полное решение (оно может быть и открытым для ученика, и закрытым).
Наш сборник – это способ улучшить успеваемость, начать подготовку к олимпиадам.
Отзывы
Отзывов пока нет.